Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Ростовской области «СРЦ г. Гуково» разработан и реализуется социальный проект «Старший друг», победивший во всероссийском конкурсе инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальный проект «Старший друг» направлен на содействие развитию института наставничества как эффективной технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Цель проекта — предоставить системную помощь детям, нуждающимся в поддержке специально обученных взрослых, путем формирования пар «ребенок-наставник». Эти пары будут совместно участвовать в мероприятиях, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и раскрытие личностного потенциала.
Задачи проекта включают организацию социального и психологического сопровождения подростков из группы социального риска для их личностного развития и адаптации к обществу. Также важна поддержка пар «ребенок-наставник» и распространение положительного социального опыта, внедрение инновационных практик помощи детям.
Доверие является обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника. Только на основе доверительных отношений возможно совместное движение вперед. При подборе и мотивации подростков мы уточняли, какого наставника они хотят, какую помощь им необходимо. Для каждого несовершеннолетнего из целевой группы была составлена информация, включая результаты диагностики личностных особенностей.
Для повышения профессиональной компетентности наставников и специалистов, работающих с несовершеннолетними, в рамках проекта проводятся обучающие семинары.
Согласно Комплексному плану мероприятий, для эффективной работы наставника с подростком разработаны индивидуальные планы, которые включают:
- Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни несовершеннолетних для предупреждения их негативного влияния.
- Обнаружение и устранение источников негативного влияния, способных склонить подростков к антиобщественным поступкам.
- Содействие в здоровьесбережении, познавательной и обучающей деятельности, выборе профессии, социальной адаптации, развитии творческих и спортивных способностей.
Индивидуальные планы содержат мероприятия, направленные на определение способностей ребенка и организацию работы педагога-психолога по выявленным критериям и запросам подростка или его родителей. Важной задачей является также повышение правовой грамотности подростка и развитие социально-значимых качеств личности.
Планы работы пар «наставник-подросток» помогают наставникам эффективно работать с подшефными несовершеннолетними и добиваться положительных результатов. Для оценки индивидуальных достижений подростков созданы портфолио, которые способствуют адекватной самооценке и раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В ходе реализации проекта используются новые технологии и методы, такие как программа «Дворовая площадка». Она предполагает привлечение родителей и подростков к совместным мероприятиям, способствующим положительному взаимодействию. Основное внимание уделяется родителям, что обеспечивает им положительный опыт общения с детьми. В рамках программы предусмотрены циклы бесед на тему «Спрашивайте-отвечаем», направленные на повышение психолого-педагогической грамотности родителей и их активности.
Большая роль в Проекте отведена волонтерской работе подростков отряда «Добрые сердца». Данный отряд создан при поддержке Гуковского местного отделения Ростовской региональной организации «Молодая гвардия».
В целом реализация Проекта помогла найти несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации взрослого друга, который помогает ребенку в повышении его самооценки, реализации его внутреннего потенциала. Идея Проекта объединила специалистов разных дисциплин из разных учреждений, волонтеров - наставников и волонтеров – сверстников, специалистов - профессионалов и родителей для решения одной задачи - оказания несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальной помощи.